Зарождение и актуальность сублимации на ткани

27 июня 2017

Зарождение и актуальность сублимации на ткани


Сублимационная печать – новая для своего времени, но актуальная и сегодня технология переноса рисунка на ту или иную поверхность. Сам смысл слова «сублимация» отсылает к точному (без каких-либо искажений) переносу чего-либо из одного места в другое. Такая печать использовалась и до сих пор используется для того, чтобы быстро декорировать большой тираж тканевых поверхностей.

Когда-то сублимационная печать на ткани ознаменовала очередной виток прогресса в промышленности. Производство ткани, как известно, в былые века было визитной карточкой законодательниц мировой моды, колониальных стран Европы. Можно сказать, что с самого начала своей истории сублимация на ткани тоже стала модным веянием.

Технология такой печати, как и ряд других великих открытий промышленности, была открыта случайно и содержала в себе элемент чуда. Так, один французский текстильщик середины ХХ века однажды заметили, что твердая материя может превратиться в газ, а потом вновь стать твердой, но материя эта должна быть не натуральной, а синтетической. Вероятно, занятая тогда интригами холодной войны, Европа никак не отреагировала на такое открытие, и новая технология не стала широко использоваться. Обошла она и эпоху «детей цветов» 1960-х, а вот в 1980-е инициативу в свои руки взяла Америка, где появился первый в мире сублимационный принтер.

Так принцип четкой печати стал использоваться для украшения нового семейства тканей – полимеров (ткани, содержащие хотя бы 65 процентов синтетического волокна). Демократизм цен на такую ткань и оборудование для печати вскоре сделали технологию одной из наиболее популярных тенденций текстильного производства во всем мире.

Четкость печати достигалась тем, что рисунок, предварительно нанесенный на стеклянную или керамическую поверхность, не становился жидким, а отпечатывался прямо на ткани. Сегодня в технике сублимационной печати участвует термобумага, которая служит промежуточным звеном между рисунком и тканью. Цветовые и контурные переходы в таком случае получаются очень контрастными, а краски насыщенными. Сколько бы отпечатков ни делалось, цвет рисунка не увянет.

Важно, что ткань (перед тем как начать процесс печати) не нужно терзать дополнительной термообработкой, не нужно стирать и пропитывать специальными жидкостями. Сублимационной печати покоряются совершенно любые материалы – главное, чтобы их покрывали специальной полимерной пленкой. Единственное «но» касается того факта, что ткань, предназначенная для сублимационной печати, должна быть светлой. Одно из достоинств ткани, покрытой сублимационной печатью, – удивительная стойкость к изнашиванию. От сублимации сложно «отделаться»: рисунок будет представлять собой не пленку (как в случае трансферной печати) – ведь изображение и ткань будут составлять единое целое.

Сублимационная печать сегодня – просто спасительная технология. Именно в нашу «постпромышленную» эпоху каждый стремится подчеркнуть и выразить свою индивидуальность. Мода сегодня – это не крой и не силуэт, это текст, или рисунок, нанесенный на самую простую ткань самых простых предметов одежды. Не случайно, одним из самых популярных способов выделиться с помощью одежды стала привычка заказывать индивидуальную печать на футболках, платьях, бейсболках, шарфах. Мастерские по производству такого рода одежды, чаще всего используют надежную технологию старой доброй сублимационной тканевой печати.

Недаром, в психологии термин «сублимация» означает некий выход, спасение от опасного перенапряжения, способ социализации, творчество, наконец.